суббота, 19 февраля 2022 г.
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С.Михалков
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных
ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем
применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми,
изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что
старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны
часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах
можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о
том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного
возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя
больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических
чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и
родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери,
сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют
надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная,
Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его
плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством
– трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по
своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к
поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то,
что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые
блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д.
Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в
этом случае с педагогическими гениями народа».
«Как у маленького деревца, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей
чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять,
что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые
ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим
его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще
очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия
к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о
предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется
их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень
важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной
жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что
воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей
последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому,
детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что
воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К
сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается
с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное
чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной
близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для
чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали
началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели
гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой
вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к
традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники
урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию,
встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить
память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в
старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только
за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты
повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился
под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции
не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических
чувств. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о
защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает
стремление к подражанию.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий