четверг, 20 августа 2020 г.

Консультация для родителей «Детские фантазии»

 Консультация для  родителей «Детские фантазии»

- Мама, сегодня ко мне опять приходил мой розовый жирафик!
- Анна Николаевна, Ваш сын уже который раз говорит в группе, что дома его постоянно бьют! В чём дело?
- А вчера мы залезали на крышу самого большого дома, и там были волшебные птицы. Мы летали вместе с ними и разными самолётами.


       Ваш пятилетний ребёнок сочиняет на ходу? Боитесь обнаружить в нём обманщика или – о ужас! – психическое отклонение? Что же делать?
   Первое и, пожалуй, самое важное в этом вопросе – сразу разграничить детские фантазии и ложь. Если ваш ребёнок говорит то, чего не было или не может быть, это вовсе не означает, что он лжёт. Ложь обычно имеет под собой целенаправленную основу: неправда преподносится с намерением получить за это что-то приятное или, напротив, избежать наказания. Фантазии же рождаются у детей сами собой и не используются намеренно, зато внимательным собеседникам малыша могут рассказать о многих важных вещах.
Фантазии бывают разные…
    Всё многообразие детских небылиц можно разделить на две большие группы: позитивные и негативные. При негативных фантазиях вы можете неожиданно узнать, что вашего ребёнка, оказывается, бьют дома или называют плохими словами, что родители пьют водку или вообще своему чаду не родные. Это любые вещи, не происходящие на самом деле, которые носят отрицательную психологическую или моральную окраску. Позитивные фантазии – всевозможные выдуманные приключения, неведомые страны, загадочный друг, о которых так любит рассказывать ваш малыш, это повествование о волшебных качествах его самого – всё, что не происходило или не может происходить, но несёт в себе положительный смысловой заряд.

Почему рождаются небылицы?
    Как правило, через мир фантазий дети пытаются заполнить какую-либо пустоту: домысливают то, о чём пока не имеют знаний, получают в своём воображении то, чего им не хватает. 
Наиболее распространённые мотивы негативных фантазий:
• случайное восприятие аналогичной информации (ребёнок увидел нечто подобное в фильме, услышал от воспитателей, на детской площадке и т.д. и теперь неосознанно повторяет);
• недостаток внимания (другой ребёнок рассказал что-либо негативное, чем вызвал реакцию взрослых, – появляется повторение с целью привлечь внимание к себе);
• копирование «кумира» (у лидера в детском коллективе то и дело происходит что-либо негативно окрашенное – другой малыш может считать это нормой жизни и рассказывать, что у него тоже подобное случается);
• тревога, внутренний конфликт (например, отец постоянно кричит на сына – вскоре возникает заявление из разряда «это не мой папа»; здесь ребёнок пытается защититься от реальности, поскольку «его» папа должен быть добрым и понимающим).

Позитивное фантазирование в большинстве случаев происходит из следующих источников:
• красочный сон (малыш принял его за действительность);
• затаённое желание (вы упомянули между делом, что, возможно, купите что-то – а чадо начинает говорить, что ему уже это купили);
• чувство незащищённости, одиночества (довольно часто находит своё отражение в несуществующем друге, похожем на реальных людей или фантастическом);
• стремление повысить свою значимость среди сверстников (например, через рассказы о небывалых способностях отца, брата или сестры);
• попытка преодолеть какой-либо свой страх (также через приписывание несуществующих качеств, но уже самому себе);
• недостаток информации о чём-либо интересном (ребёнок пробует самостоятельно дополнить имеющуюся в его распоряжении картину события или явления).
Как себя вести с маленьким фантазёром?
     Какими бы ни были выдумки вашего малыша, не стоит паниковать! Если ребёнок рассказывает неприятные вещи с целью привлечь к себе внимание, то беспокойство, ругань, наказания только подтвердят эффективность «метода» и усугубят привычку.         Если же кроха безобидно фантазирует в позитивных красках, беспричинной паникой или осуждением вы можете его напугать, заставить замкнуться в себе и тем самым посеете подлинную проблему.

1. Не высмеивайте и не ругайте фантазёра. У вас в руках сейчас ценный источник информации и, конечно, доверие вашего малыша. Лучше прислушайтесь и задумайтесь.
2. Не бойтесь детских страхов и не зарождайте своими словами и действиями новые.
3. Устраните возможные источники негативно окрашенных небылиц (фильмы, «лишние» разговоры родственников при детях).
4. Ненавязчиво побеседуйте с малышом: спросите, как он сам относится к тому, что говорит, расскажите, что говорить неправду (особенно про других людей) – это очень плохо. В отдельных ситуациях можно добавить, что мама и папа огорчаются и плачут, когда он делает наоборот. Разумеется, не врите сами!
5. При необходимости скорректируйте определённые стороны своего поведения.
6. На негативных фантазиях внимание не заостряйте, чтобы не стимулировать их дальнейшее производство. Деликатно включайтесь в них, как в игру, затем старайтесь выяснить причину и вывести фантазию в нужное русло.
7. К позитивным фантазиям подключайтесь таким же образом, но не спешите уводить их в реальность: пусть у вас будет свой сказочный мир, тайна, волшебная страна, где вы будете вместе с ребёнком фантазировать. Это позволит вам стать ближе к нему, а также даст массу идей для развивающих занятий: темы для рисунков, аппликаций, различных поделок и т.д.
8. Старайтесь уделять своему чаду больше внимания, проводить с ним время как можно интереснее и активнее. Советуйтесь с ним, как с взрослым, будьте заодно с его миром и чувствами.
9. Не забывайте уделять время разговорам и занятиям вне мира фантазий: прогулки, беседы, совместная работа в кухне, словесные картины на основе недавних впечатлений.

    Итак, относитесь к фантазиям своего крохи спокойно, ведь они просто служат показателем активного развития образного мышления. На этой почве впоследствии вырастет способность преодолевать внутренние и внешние конфликты, заниматься творчеством, воспринимать мир во всём богатстве его граней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий