вторник, 22 марта 2022 г.

Консультация для родителей подготовительной группы «Занимательная математика при подготовке детей к школе»

 

         Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. , не овладев полным знанием в пределах 10.

    Однако не всегда это дает ожидаемый результат. Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

   Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. И здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

     Одним из средств формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи является занимательный математический материал, который помогает решить ряд очень важных задач. Известно, что игра, как один из наиболее естественных видов деятельности детей, способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Такие игры не сложны в изготовлении, не требуют финансовых затрат, но приносят массу удовольствия и пользы в развитии детей. Игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

   К решению таких заданий дети приходят в процессе поиска. Ведь чтобы решить головоломку, ребенок должен сделать анализ, выделить существенные признаки. Задачи на смекалку, головоломки, такие как «Собери картинку», «Дорисуй», «Колумбово яйцо», и т.д. вызывают у ребят большой интерес. Дети могут подолгу заниматься преобразованием фигур, перекладывая детали или дорисовывая новые элементы, чтобы получить задуманный предмет. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: находчивость, сообразительность, развивает усидчивость, самостоятельность.


Занимательный математический материал можно использовать как средство работы с детьми, не только в группе, но и дома. 
Так, например: головоломки можно использовать при закреплении геометрических фигур и их преобразований, а задачи – шутки - при закреплении умения решать арифметические задачи, при закреплении представления о времени.

Это задачи типа:

 1. Ну – ка, сколько здесь ребят

На горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается.

2.  Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней.

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3. Бабушка приехала в субботу и сказала, что через 2 дня вернется домой.

Какой это будет день недели? (В понедельник)

4. Два числа — 1и 3, быстро их сложите и ответ скажите.
5. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?
6. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Маша)

7. Первый Назар шел на базар, второй Назар - с базара. Какой Назар купил товар, какой — шел без товара? (Второй Назар)
8. Горело 7 свечей, 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось? (7)

Игра «Куб-хамелеон» - наиболее проста. Она представляет собой набор из 8 одинаковых кубиков, окрашенных в 2 ярких цвета: три грани, сходящиеся к одной вершине - красный цвет, а оставшиеся три грани - в зеленый. Из них можно сложить одноцветные кубы (красный и зеленый), шахматный куб. Путем подбора кубиков по цвету, можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры: самолет, ворота, башню, домик и др. Кубики подбирают таким образом, чтобы одна часть объемной фигуры была, скажем, красного цвета (крылья, мотор самолета), другая - зеленого (корпус). Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы. По собственному желанию, замыслу, дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.

    Занимательные математические игры могут использовать не только для закрепления материала, полученного детьми на занятиях, но и для проведения семейных праздничных вечеров, дней рождения. Для этого необходимо подготовить заранее задачи – шутки, головоломки, загадки. И этот вечер или день рождения надолго останутся в памяти вашей и ваших детей. Если ваш ребенок не уверен в себе, такие вечера помогут стать увереннее, он станет более общителен, раскрепощен.

   При решении головоломок, ребусов, задач на смекалку ребенок учится планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате (появление догадки свидетельствует о развитии у ребенка смекалки и сообразительности), проявляет творчество.

    Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом ни трудился.

Комментариев нет:

Отправить комментарий