воскресенье, 4 апреля 2021 г.
Финансовая грамотность детей дошкольного возраста
Когда
следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен
узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить
об экономическом воспитании самых маленьких детей?
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Сегодняшнее
поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает
реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Дети рано
включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с
родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово
– экономических отношениях, овладевая, таким
образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше
дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше
могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут приниматься
через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом,
некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом
отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея –
бережливость, «я – бережливый ребенок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.
Формирование
полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать
детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах
жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в
долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Работу по знакомству ребенка с миром экономики и финансов логически
надо выстраивать от осознания собственного опыта – к
пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от
простейших экономических категорий: «труд», «профессия», «потребность», «деньги» -
к более сложным финансово – экономическим явлениям: «товарно –
денежные отношения», «купля – продажа», «бюджет» и др.
Перечень базовых финансово-экономических понятий:
- труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга;
- деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата;
- личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство;
- сбережения, копилка, кошелек, сейф;
- покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно,
невыгодно, дорого, дёшево;
- долг, должник, заем;
- план, экономия;
- потребность, капризы, желание, возможность;
- торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки;
- подарок, реклама;
- богатство, бедность, жадность, щедрость.
Формирование финансовой культуры у дошкольников направлено на:
• любовь к труду
• уважение к результатам труда взрослых
• умение считаться с потребностями семьи
• тратить деньги, прежде всего на то, что необходимо
• проявлять терпение при достижении желаемого
• ответственно относится к чужим вещам
Что
лежит в основе финансовой культуры
Деньги не растут на деревьях. Деньги – продукт труда. Я уважаю деньги не
потому, что на них можно все купить, а потому что они являются эквивалентом
человеческого труда. Деньги- это форма благодарности за ту пользу, которую ты
принес обществу. Любой труд почетен.
Деньги -ресурс ограниченный. Они призваны удовлетворять, по крайней мере, в
первую очередь, потребности (т. е. то, что необходимо для качественного
физиологического выживания и первоочередные платежи, а не желания или хотелки.
Деньги не главная цель в жизни, а один из видов товаров, позволяющих облегчать
обмен между продуктами труда людей.
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Семья
формирует отношение ребенка к здоровью, учебе, близким, работе, деньгам. Приемы
работы родителей с детьми:
1.
Загадки
Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. (Монета).
2.Вопросы
к детям:
- А какие бывают деньги?
- Скажите для чего нам нужны деньги?
Ответы детей: покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг,
коллекционировать….
3. Игра « Что можно купить за деньги?
«Если
этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не
хлопайте.
(Показать картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т.д)
4.Кто
из вас знает за что можно получить деньги? (за
труд-зарплата, за хорошую учебу-стипендия,пенсия, клад и т. Д.)
Все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то на что мы их
тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы и расходы.
Игра:
«Доход
- расход»
- Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне вы отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
5. Просмотр мультфильмов, где герои сказок покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. («Муха-цокотуха», «Буратино «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т. Д.).
6.
Чтение басни Крылова «Стрекоза и муравей»
1. Как Крылов называет Стрекозу в начале своей басни?
2. Что делала Стрекоза все лето?
3. Что произошло со Стрекозой с приходом зимы?
4. К кому Стрекоза, замерзнув и проголодавшись, обратилась за помощью?
5. Кем Стрекозе приходился Муравей?
6. Что попросила у Муравья Стрекоза?
7. Что ответила Стрекоза на вопрос Муравья о том, почему она не работала все
лето?
8. Что предложил делать Стрекозе Муравей зимой?
Надо не только уметь отдыхать, играть и резвиться, но и уметь трудиться. А трудимся мы для того, чтобы наши потребности и желания были удовлетворены. Но свои потребности и желания нужно ограничивать.
7.Беседы
с детьми старшего возраста о том, что можно купить, а что нет, всегда ли
нужно покупать, что хочется и т.д.
Литература
1. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и
диагностический материал. Занятия и игры / авт. -сост. Г. П. Поварницина, Ю. А.
Киселева.- Волгоград : Учитель. – 186 с.
2.Смоленцева А. А. введение в мир экономики, или Как мы играем
в экономику: Учебно – методическое пособие. – СПб.: «Детство –
Пресс», 2001.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий